АРХИВ НОВОСТЕЙ

09.01.2017

Супервулкан Флегрейских полей

В последнее время тема супервулканизма поднимается все чаще, видимо наша планета вступает в зону своей суперактивности. Всего на Земле известно около 20 таких образований, грозящих нам климатическими бедами. В число этих 20 входит и супервулкан Флегрейских полей. Он известен своими мощными извержениями прошлого, одно из которых, произошедшее 40 тысяч лет назад, возможно, привело к исчезновению неандертальцев, не сумевших пережить вулканическую зиму — резкое длительное понижение средней температуры воздуха. Стало ли именно это событие причиной вымирания неандертальцев точно не известно, но само извержение было совершенно реальным. По оценкам ученых в ходе него на поверхность вылилось 3,7 триллионов литров расплавленной магмы, и примерно столько же серы было выброшено в атмосферу. Кроме того, извержения происходили также 35 и 12 тысяч лет назад. На исторической памяти человечества супервулкан извергался около 500 лет назад: в сентябре–октябре 1538 года случилось относительно «небольшое» извержение, длившееся 8 дней и породившее новую гору Монте-Нуово.

Сейчас суперкальдера Флегрейских полей диаметром около 12 км густо заселена, в ней и рядом с ней проживает до полумиллиона человек. В последние годы расплавленная магма, находящаяся в земной коре, все чаще напоминает о себе. Так, в XX веке из-за сильных вертикальных колебаний дважды пришлось эвакуировать жителей города Поццуоли. А 4 года назад гидротермальная и сейсмическая активность возросла настолько, что власти изменили уровень опасности с «зеленого» (неопасно) на «желтый» (требует постоянного научного мониторинга). Еще в 2009 году Международная программа глубинного научного бурения на континентах (ICDP) одобрила проект бурения на Флегрейских полях. На первой стадии проекта была пробурена пилотная скважина глубиной около 500 м, предназначенная для выяснения условий, существующих на глубине, изучения стратиграфии вулканических пород восточного края кальдеры и размещения различных датчиков для мониторинга состояния вулкана. К сожалению, бурение рабочей скважины осуществить не удалось из-за опасений властей что скважина глубиной около 3,5 километров спровоцирует сильное извержение. Но ученые не отказываются от своих планов, они надеются завершить начатую работу. А пока проводят наземный мониторинг гидротермальной и сейсмической активности: с 2005 года эта территория испытывает небольшой (~0,4 м за 10 лет), но постоянно ускоряющийся подъем.

Возможным сценариям развития событий на Флегрейских полях посвящена статья итальянских и французских ученых, вышедшая во второй половине декабря 2016 года в журнале Nature Communications. Изучив, созданные ими модели физического состояния пород и летучих компонентов магмы, исследователи пришли к выводу, что система близка к критической точке давления, после которой может произойти следующее извержение. При этом давлении, названном ими критическим давлением дегазации, выбросы в атмосферу сверхгорячего пара способны нагреть флюиды и горные породы, что вызовет ускоряющуюся деформацию, которая, в конечном счете, может привести к обрушению пород и новому извержению. По мнению ученых, магма под Флегрейскими полями уже близка к критическому давлению дегазации, что и подтверждается ускорением деформации и нагрева. Авторы статьи надеются, что подобная информация подвигнет других специалистов внимательнее следить за кальдерой в ближайшие годы, точный и тщательный мониторинг может помочь предсказать начало возможного извержения и принять меры к своевременной эвакуации людей из опасной зоны.

Источник: http://www.nature.com/articles/ncomms13712/figures/3