Вопрос: что привело к расцвету динозавров? Ответ: еще один эпизод массового вымирания

Известно, что динозавры вымерли 66 миллионов лет назад в результате не то падения метеорита, не то массового извержения траппов. А вот что привело к их расцвету? До сих пор точного ответа на этот вопрос не было, но недавно в журнале Science Advanced появилась статья, возможно, отвечающая на него.
Около 233 миллионов лет назад, в карнийском ярусе позднего триаса, на западе современной Канады произошло массивное базальтовое извержение, образовавшее вулканическую провинцию Врангеллия.
«Пик извержений пришелся на карнийский ярус», — говорит Якопо Дель Корсо (Jacopo Dal Corso) из Китайского университета наук о Земле в Ухане, один из руководителей проведенного исследования, — «Я изучал геохимические признаки извержений несколько лет назад и выявил некое массированное воздействие на атмосферу всего мира. Извержения были настолько сильными, что они выбросили огромное количество парниковых газов, таких как углекислый газ, и привели к всплескам глобального потепления». Это потепление привело к увеличению количества выпадавших осадков, что еще 40 лет назад было обнаружено геологами Майком Симмсом (Mike Simms) и Алестером Раффеллом (Alastair Ruffell) и идентифицировано ими как эпизод повышенной влажности (длившийся всего около 1 миллиона лет) названный Карнийским плювиальным эпизодом.
Такое изменение климата, с одной стороны, привело к серьезному снижению биоразнообразия на суше и в океане, но с другой стороны, открыло дорогу другим группам растений и животных. Изменения климата стимулировали рост растений и расширение современных хвойных лесов, то есть образование более близких к современным экосистем.
«Новые виды флоры, вероятно, предоставляли недостаточные сборы для выживших травоядных рептилий», — замечает Майк Бентон (Mike Benton), профессор Школы наук о Земле Бристольского университета и один из ведущих авторов статьи, — «Я заметил смену флоры и экологическую катастрофу среди травоядных еще в 1983 году, когда я защищал докторскую диссертацию. Теперь мы знаем, что динозавры возникли примерно за 20 миллионов лет до этого события, но они оставались довольно редкими и незначительными до Карнийского плювиального эпизода. Это были внезапные засушливые условия после эпизода повышенной влажности, которые дали динозаврам шанс».

Источник: https://advances.sciencemag.org/content/6/38/eaba0099

В это время появились не только динозавры, но и многие современные группы растений и животных, в том числе некоторые из первых черепах, крокодилов, ящериц и первых млекопитающих.
Карнийский плювиальный эпизод также оказал влияние и на жизнь океана. Он знаменует собой начало современных коралловых рифов, а также многих современных групп планктона, предполагая глубокие изменения в химии океана и углеродном цикле.
«К настоящему времени палеонтологи идентифицировали пять «великих» массовых вымираний за последние 500 миллионов лет истории жизни», — говорит Якопо Даль Корсо, — «Каждый из них оказал глубокое влияние на эволюцию Земли и жизни. Мы выявили еще одно великое событие вымирания, и оно, очевидно, сыграло важную роль в восстановлении жизни на суше и в океанах, отметив истоки современной экосистемы».

Информационная служба ВСЕГЕИ