Специалисты ФГБУ «ВСЕГЕИ» приняли участие в трехдневной встрече в Пекине, посвященной запуску программы DDE

В конце февраля 2019 года специалисты ФГБУ «ВСЕГЕИ» приняли участие в трехдневной встрече в Пекине, посвященной запуску программы Deep-Time Digital Earth (DDE).

В своем бюллетене №150 Международный союз геонаук (IUGS) подчеркивает, что DDE является первой признанной большой программой Союза: «Целью DDE является создание больших связанных естественнонаучных центров данных, которые могут взаимодействовать с другими базами данных, включая опубликованные данные в открытом доступе и неопубликованные данные в учреждениях и экспертных центрах. Подобно OneGeology, целью которой является предоставление единой геологической карты Мира, DDE будет стремиться предоставлять согласованные данные в удобной форме для науки, общественности и промышленности. Но в отличие от других существующих баз данных, DDE предоставит геологию и географию с учетом временной составляющей, а также данные о свойствах этих геологических данных и, таким образом, предоставит информацию о распределении и стоимости земных ресурсов и материалов, а также об опасностях — одновременно обеспечивая представление о геологическом будущем Земли».

Замечательно и то, что реализация этой программы уже началась: в конце февраля 2019 года в Пекине прошла трехдневная встреча, посвященная запуску программы DDE ко времени проведения в Дели 36 Международного геологического конгресса в марте 2020 года. В работе форума приняли участие представители 40 геологических научных организаций Мира, в том числе и делегация Всероссийского геологического института им. А.П. Карпинского.

В рамках форума Генеральный директор ФГБУ «ВСЕГЕИ» Петров О.В. представил доклад о современной плейт-тектонической модели Арктического региона, основанной на совокупности геологических данных по этой территории, полученных за последние 15 лет в результате геолого-геофизических работ геологическими службами, национальными академиями наук и университетами России, США, Канады, Норвегии, Дании, Германии, Франции, в том числе, в рамках работ по созданию Тектонической карты Арктики (TeMAr) и Тектоностратиграфических Атласов восточных районов.

Также Директор ЦИТ РГМ ФГБУ «ВСЕГЕИ» Снежко В.В. на круглом столе посвященном Петрологии и геохимии сделал сообщение по интеграции цифровых материалов геологического картирования и изотопно-геохронологических данных на основе вэб-технологий.

Геологический Google, что это такое и каким он будет?

Несколько месяцев назад мы рассказывали о реконструкции зданий Федерального фонда кернового материала в подмосковной Апрелевке и отмечали, что подобные огромные хранилища геологических данных различного профиля существуют и в других странах. В некоторых случаях специалисты этих стран могут получить не только реальный, но и виртуальный доступ к хранящимся в них данным. А можно ли сделать такие важные сведения общедоступными в мировом масштабе? Такая задача не простая дань модной глобализации, а часто насущная необходимость для решения сложных геологических, а зачастую и обеспечивающих безопасность людей задач, ведь геологические структуры не признают государственных границ. Так что идея создания сети баз геонаучных данных витала в воздухе давно и такие попытки уже предпринимались.

У создаваемой сейчас сети Deep-time Digital Earth (DDE) есть определенное преимущество перед ее предшественниками. Это, во-первых, понимание мировой геонаучной общественностью необходимости свободного обмена геонаучной информацией, во-вторых, финансирование и поддержка инфраструктуры сети со стороны правительства Китая, и в-третьих, полученная в декабре 2018 года поддержка исполнительного комитета Международного союза геонаук (IUGS).

А началось все с оцифровки данных из китайской базы, названной «База данных геобиоразнообразия» (Geobiodiversity Database — GBDB), созданной в 2006 году китайским палеонтологом Фань Цзюньсюанем (Fan Junxuan) из Нанкинского университета. Китай к тому моменту накопил огромные запасы данных в области наук о Земле, но они были разбросаны по многочисленным коллекциям и учреждениям. Фань, который в то время работал в Нанкинском институте геологии и палеонтологии при Академии наук Китая, организовал GBDB вокруг геологических разрезов, а также пород и окаменелостей в каждом пласте.

Норман МакЛеод (Norman MacLeod), палеобиолог из Музея естественной истории в Лондоне, который консультирует DDE, говорит, что GBDB преуспел там, где схожие попытки потерпели неудачу. В прошлом, по его словам, ученые-добровольцы пытались сделать почти все сами, включая информатику и управление данными. Вместо этого GBDB платит неспециалистам за ввод данных, почерпнутых из журналов по естествознанию, освещающих результаты китайских исследований. Затем палеонтологи и стратиграфы проверяют данные на предмет точности и согласованности, а специалисты по информационным технологиям курируют базу данных и создают программное обеспечение для поиска и анализа данных. Постоянное финансирование также способствовало успеху GBDB.

Ученые-геологи за пределами Китая начали использовать GBDB, и она стала официальной базой данных Международной комиссии по стратиграфии в 2012 году. Затем европейские и китайские ученые начали задаваться вопросом, могут ли средства информатики, разработанные для GBDB, помочь создать более широкий союз баз данных. Главная идея состоит в том, чтобы заставить имеющиеся большие базы данных использовать одни и те же стандарты и ссылки. Фань также надеется, что отдельные учреждения будут вносить свой вклад, обмениваясь данными, разрабатывая аналитические инструменты и поощряя участие своих ученых. По его словам, после того, как ученые освободятся от тяжелой работы по сбору разрозненных данных, у них будет время для более важных задач, таких как ответы на «вопросы об эволюции жизни, материалов, географии и климата в глубоком времени».

Информационная служба ВСЕГЕИ