Динозавры: что нового?

Динозавры — очень загадочные существа, они всегда интересовали людей. Вокруг них всегда было много загадок и вопросов: когда они появились, как они жили, чем питались, как росли, были ли они однотонными или окрашенными, теплокровными или холоднокровными, и наконец, самый интригующий вопрос: почему они вымерли? Свежие новости и результаты исследований появляются постоянно, поэтому имеет смысл продолжить рубрику «Динозавры: что нового?» и рассказать об очередных открытиях ученых. Сегодня мы познакомим вас с новыми видами, открытыми в Японии и Узбекистане, а также с интересным исследованием норвежских ученых, подсчитавших общее количество видов динозавров.

В конце февраля 2016 года японские ученые из Музея динозавров префектуры Фукуи и Университета префектуры Фукуи сообщили о находке нового вида динозавров, который назвали Fukuivenator paradoxus — «парадоксальный охотник из Фукуи». Парадоксальность этого вида заключается в том, что он представляет собой сочетание характерных черт как динозавров, так и птиц. Но, по словам профессора университета Йоичи Азума (Yoichi Azuma), фукуивенатору «не удалось стать птицей».

Динозавр имел примерно 2,5 м в длину, и весил около 25 кг. В 2007 году в нижнемеловых слоях в префектуре Фукуи было найдено около 160 фрагментов костей, 70% из которых оказалось в хорошей сохранности. Изучение этих фрагментов показало, что фукуивенатор был покрыт перьями и имел раздвоенные шейные позвонки, кроме того строение лопаток и бедер сходно со строением этих костей у предков современных птиц, а органы слуха по форме напоминают птичьи. В отличие от других теропод «охотник из Фукуи» скорее всего был всеядным. Надо отметить, что это уже седьмая находка динозавров в Японии.

Силуэт скелета Fukuivenator paradoxus и его положение в стратиграфическом разрезе. Показано
 стратиграфическое положение и других находок динозавров в геологическом разрезе префектуры
Фукуи. (http://www.nature.com/articles/srep20478)

Более подробно с описанием Fukuivenator paradoxus и результатами исследований и выводами ученых можно познакомиться, прочитав статью, опубликованную в журнале Nature.

Не менее интересную находку сделали в Узбекистане ученые из Великобритании, России и США. В пустыне Кызыл-Кумы они нашли останки родственника знаменитого Tyrannosaurus Rex.

Timurlengia euotica жил в позднемеловое время, около 90 миллионов лет назад. Его находка помогает заполнить брешь в 20 миллионов лет в истории тиранозавров, и лучше понять, как развивалась эта группа. Вновь открытый вид был размером с лошадь и мог весить до 250 кг. Он имел длинные ноги и острые зубы, и вероятно был отличным бегуном. Небольшой размер тимурленгии, жившей через 80 миллионов лет после возникновения тиранозавров, свидетельствует о том, что своих огромных размеров они достигли только к концу своей длинной эволюционной истории.

«Череп Timurlengia euotica был намного меньше черепа T. Rex, что говорит о том, что он не вырастал до таких же огромных размеров», — отмечает доктор Стив Брюсатт (Steve Brusatte) из Университета Эдинбурга, — «Тем не менее, ключевые особенности его черепа показывают, что его мозг и чувства были уже высоко развиты. Только после того, как эти тиранозавры-предки развили свои умные мозги и острые чувства, они доросли до колоссальных размеров T. Rex. Тиранозавры должны были стать умными, до того, как стали большими».

Реконструкция Timurlengia euotica, на которой показано расположение найденных ископаемых костей
и предполагаемые размеры вида. (http://www.sci-news.com/paleontology/timurlengia-euotica-new-
species-tyrannosaur-uzbekistan-03702.html
)

Познакомиться с полным описанием Timurlengia euotica можно в статье, опубликованной в середине марта 2016 года в журнале PNAS: http://www.pnas.org/content/early/2016/03/08/1600140113.abstract.

Последнее исследование, о котором будет рассказано сегодня, вышло в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences в конце марта 2016 года и заметно отличается, от первых двух примеров. В нем рассказывается не об открытии новых видов, а о попытке подсчитать сколько же всего видов динозавров жило на планете.

Ученые из Центра экологического и эволюционного синтеза Университета Осло разработали свою собственную технологию подсчета видов, которую назвали TRiPS (True Richness estimated using a Poisson Sampling model — истинное изобилие, рассчитанное с использованием модели выборки Пуассона).

Авторы исследования отмечают, что ископаемая летопись является богатым источником информации о биологическом разнообразии прошлого, но эта летопись не только не полна, но и имеет неустранимую погрешность из-за различных геологических, физических, химических и биологических факторов, а также из-за различающихся подходов к их раскопкам и изучению. Далеко не все виды, жившие в прошлом, представлены в списке открытых в одинаковой степени. Для реконструкции временной динамики разнообразия видов, необходимо принимать во внимание явную предвзятость выборки. Исследователи использовали подход, учитывающий изменение количества встречаемость каждого вида в палеонтологической летописи для оценки как смещения выборки, так и истинного изобилия. Технология TRiPS позволила говорить авторам о том, что в течение мезозоя по нашей планете бродило 1936 видов динозавров (разброс составляет от 1543 до 2468 видов).

В работе также представлены обновленные оценки кривых видового богатства трех основных таксонов динозавров: завроподоморф, орнитисхий и теропод. Эти данные ставят под сомнение юрско-меловое событие вымирания, и показывают, что для всех групп динозавров характерно смещение выборки для всего мезозоя.

Изобилие видов, оцененное по технологии TRiPS.
(http://d1vn86fw4xmcz1.cloudfront.net/content/royptb/371/1691/20150219/F2.large.jpg?width=800&height=600&carousel=1)