+7 (812) 328 9282 - Канцелярия,  +7 (812) 321 5399 - Музей    vsegei@vsegei.ru

Знаменательные события ушедшего года

В конце 2013 – начале 2014 гг. в средствах массовой информации как обычно появлялись перечни научных достижений ушедшего года. Ниже перечислены несколько наиболее интересных событий и результатов исследований в области космологии, геологии и планетологии.

В области космологии по версии журнала Nature наиболее ярким оказался отрицательный результат исследования, выполненного на Сэнфордской подземной экспериментальной установке «Большой подземный ксеноновый» детектор (LUX, Large Underground Xenon). LUX размещен на глубине около 1,5 километров в шахте бывшего золотого рудника (Южная Дакота). Несмотря на тщательную подготовку дорогого эксперимента (использовалось 370 килограммов жидкого ксенона!) ученые не обнаружили пролетающие сквозь Землю частицы темной материи, но установили самые жесткие на данный момент ограничения на массу частиц темной материи и возможность их взаимодействия с видимой материей. Независимо от того, чем является темная материя, она составляет около 84% всей материи Вселенной, в соответствии с опубликованными в марте результатами наблюдений микроволнового фонового излучения (реликтового излучения), выполненных европейским космическим телескопом «Планк». Карта реликтового излучения «Планка» твердо поддерживает теорию инфляции, согласно которой полагается, что Вселенная стремительно расширялась после Большого взрыва. Более точная проверка теории инфляции может быть проведена проверкой предсказанной ею картины поляризации фотонов реликтового излучения на небесной сфере (B-мода поляризации). Первые надежды на получение такой картины появились в 2013 году, когда расположенный на южном полюсе телескоп SPT (South Pole Telescope) впервые зарегистрировал B-моду поляризации микроволнового фонового излучения.

Большой подземный ксеноновый детектор, размещенный в шахте бывшего золотого рудника (Южная Дакота)

Челябинский феномен. Огромный интерес всего населения Земли вызвал наделавший много шума т.н. «Челябинский метеорит» взрыв, которого над землей воочию наблюдался многочисленными жителями и был надежно зарегистрирован на фото и видеокамеры. Космический объект вошёл в земную атмосферу 15 февраля 2013 года, большая часть его осколков упала в Челябинской области. Ударной волной были повреждены здания, выбиты стёкла. Свидетелями падения метеорита тогда стали жители и других, соседних регионов. Позже из озера Чебаркуль водолазы достали самый крупный осколок Челябинского метеорита. Камень весом 570 килограммов лежал на глубине 13 метров под слоем ила. По данным НАСА тротиловый эквивалент энергии взрыва Челябинского метеорита составил 500 кт, что составляет 1/30 часть энергии атомного взрыва над Хиросимой. Небесный посланник массой 12 000 тонн вошел в земную атмосферу на скорости 19 км/сек.

Крупный кусок Челябинского метеорита, извлеченный водолазами со дна озера Чебаркуль (Россия). Фото Антона Мельникова /Reuters/Corbis

Дистанционное зондирование Земли. По мнению более 30 000 пользователей Facebook, Pinterest, Google и Twitter приведенный ниже спутниковый снимок Везувия (Италия) от компании DigitalGlobe признан лучшим космическим снимком Земли 2013 года.

Источник(и): http://sci-lib.com/article1949.html